2. Порядок заключения контрактов о прохождении военной службы - Военный университет


^ 2. Порядок заключения контрактов о прохождении военной службы.


Возрождение комплектования Вооруженных Сил РФ на контрактной основе началось с принятия Правительством Российской Федерации 30 ноября 1992 года постановлений № 916 “Об укомплектовании должностей солдат, матросов и сержантов воинских частей и соединений Западной группы войск военнослужащими на контрактной основе” и № 918 “О мероприятиях по поэтапному переходу к комплектованию Вооруженных Сил РФ военнослужащими в добровольном порядке - по контракту.”

Первым постановлением Министерству обороны было разрешено укомплектовать воинские части и соединения ЗГВ на контрактной основе 10 тысяч должностей солдат и сержантов на срок 6-12 месяцев военнослужащими, выслужившими установленные сроки действительной срочной военной службы в этой группе войск. Вторым постановлением Министерству обороны было поручено с 1 декабря 1992 года приступить к проведению оргмероприятий по поэтапному переходу с 1993 года на комплектование Вооруженных Сил РФ военнослужащими в добровольном порядке - по контракту и были выделены средства, позволяющие набрать 100 тыс. добровольцев.223

В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона РФ “О воинской обязанности и военной службе” контракты о прохождении военной службы должны заключаться в порядке, предусмотренном Положением о прохождении военной службы. Поскольку в настоящее время такого единого Положения нет, то на основании постановления Верховного Совета РФ от 19 мая 1993 г. № 4983-1 контракты заключаются в соответствии с Временным положением “О порядке заключения контрактов и увольнения военнослужащих из Вооруженных Сил Российской Федерации”, введенным в действие Приказом МО РФ № 404 от 13 августа 1993 г с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом МО РФ № 15 от 1996 г (далее - Временное положение от 13 августа 1993 г.).

Указанным Положением определяются порядок и сроки заключения контрактов с офицерами, прапорщиками, мичманами и курсантами, а также гражданами, пребывающими в запасе, поступающими на военную службу в Вооруженные Силы РФ на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания офицеров, прапорщиков и мичманов, и увольнения указанных военнослужащих с военной службы.

На том же основании в развитие Закона издана и Инструкция по отбору граждан, поступающих на военную службу по контракту, введенная в действие Директивой МО РФ № Д-78 от 13 августа 1993 г.

Временное положение о прохождении военной службы на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин по контракту в Вооруженных Силах РФ (утверждено Министром обороны РФ 30 марта 1993 г. с изменениями от 25 февраля 1994 г.) (далее - Временное положение от 30 марта 1993 г.) и Организационно-методические указания о порядке комплектования должностей солдат, матросов, сержантов и старшин Вооруженных Сил РФ военнослужащими по контракту224 определяют особенности комплектования по контракту указанных должностей.

Следует отметить, что Организационно-методические указания изначально были предназначены для регулирования порядка комплектования по контракту соответствующих воинских должностей в 1994 году, поскольку предполагалось, что в 1995 году будет принято Положение о порядке прохождения военной службы. Ввиду того, что Положение до настоящего времени не принято, Организационно-методические указания сохраняют свою силу, т.к. других нормативных актов на этот счет принято не было.

Условно работу органов военного управления по заключению контракта о прохождении военной службы с кандидатом мы предлагаем разделить на три части: предварительный отбор, определение соответствия граждан установленным требованиям и собственно подписание контракта с закреплением в нем всех основных условий.

К предварительному отбору мы относим получение уведомления от гражданина о желании проходить военную службу по контракту и принятие по данному уведомлению решения либо о сборе соответствующих документов и вызове гражданина для проверки его соответствия установленным требованиям, либо об отказе в этом.

Сравнивая между собой Временное положение от 13 августа 1993 г., Временное положение от 30 марта 1993 г. и Организационно-методические указания можно заметить, что порядок предварительного отбора на должности солдат, матросов, сержантов и старшин по контракту в Вооруженных Силах РФ регулируется более детально, чем предварительный отбор на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания офицеров, прапорщиков и мичманов. Если для первой категории подробно расписан порядок создания в военных комиссариатах комиссий по отбору кандидатов, их обязанности и порядок деятельности, то для второй категории существует лишь указание на то, что всю работу по отбору кандидатов выполняют районные (городские) либо республиканские (краевые, областные) военные комиссары. Имеются и другие существенные отличия, поэтому работу по отбору указанных категорий граждан на военную службу по контракту мы рассмотрим отдельно.

Исключение составит общая для обеих категорий процедура -уведомление о своем желании проходить военную службу по контракту. В соответствии с существующим порядком (статья 7 Временного положения от 13 августа 1993 г., статьи 12 и 13 Временного положения от 30 марта 1993 г.) лица, изъявившие желание поступить на военную службу по контракту, подают: военнослужащие - рапорт по команде; граждане, пребывающие в запасе - заявление в районный (городской) военный комиссариат. В заявлении может указываться военно-учетная специальность, по которой последние желают проходить военную службу, вид Вооруженных Сил РФ (род войск).

Более подробно в Положениях не определяется, что именно должно содержаться в рапорте (заявлении) о желании поступить на военную службу по контракту. Предусмотрев контрактный способ комплектования Вооруженных Сил, законодатель придал первостепенное значение именно желанию граждан проходить военную службу. Изъявление такого желания является первым необходимым условием и этапом поступления на военную службу указанным способом. Очевидно, что у кандидатов могут иметься какие-либо предложения относительно прохождения ими военной службы, на учет которых они вправе рассчитывать в соответствии с законодательством. Командиры воинских частей (военные комиссары), в свою очередь, для принятия решения о заключении или не заключении контракта (направлении документов) должны знать предлагаемые кандидатом условия. Для поступающих на военную службу из запаса актуально и представление автобиографических данных, которые могли измениться с момента зачисления их в запас. Разумеется, указанные сведения могут быть выяснены при личной беседе, но при значительном количестве желающих поступить на военную службу проводить такие предварительные беседы с каждым будет затруднительно.

С целью облегчения и упорядочения отборочной работы представляется целесообразным закрепить в Положении о прохождении военной службы перечень сведений, которые должны содержаться в рапорте (заявлении) о желании поступить на военную службу по контракту.

В связи с тем, что необходимые данные на военнослужащих у командования имеются, перечень таких сведений для военнослужащих и лиц, поступающих на военную службу из запаса, должен быть различным.

Для военнослужащих к таким сведениям могут быть отнесены вид контракта о прохождении военной службы, предусмотренный статьей 33 Закона, а также срок, на который заключается контракт.

Кроме того, поскольку ни Закон, ни Временные положения не ограничивают военнослужащих в выборе места службы при заключении контрактов по пунктам “б” и ”в” части 1 статьи 33, они вправе заключить контракты о прохождении службы в кадрах или на конкретной должности и не в той воинской части, где они уже проходят службу. Поэтому военнослужащий должен указать, в какой именно части и в какой должности он желал бы проходить военную службу. Аналогичные сведения должны содержать заявления о приеме на военную службу офицеров, прапорщиков и мичманов запаса.

Для лиц, поступающих на военную службу из запаса и не имеющих званий офицеров, прапорщиков или мичманов, перечень следует предусмотреть более обширный в связи с их неизученностью. В него кроме вышеуказанных должны входить следующие сведения:

- фамилия, имя и отчество;

- день, месяц, год, место рождения и сведения о свидетельстве о рождении;

- сведения о документе, удостоверяющем личность и гражданство;

- сведения об образовании с указанием реквизитов документа;

- сведения о составе семьи;

- сведения о занятии спортом и имеющихся спортивных разрядах;

- сведения о последней работе и причине ее прекращения;

- сведения о военной службе;

- сведения о судимости.

Во-первых, подробный перечень сведений будет являться памяткой для кандидата о том, какие документы ему необходимо будет представить. Во-вторых, такое подробное заявление можно по запросу получить из военкомата по почте и также направить в военкомат, где в установленном порядке выяснят целесообразность принятия на военную службу данного кандидата. В-третьих, в ряде случаев бланки заявлений могут рассылаться военкоматом по почте потенциальным контрактникам. Предлагаемый порядок позволит сделать процедуру предварительного отбора кандидатов более эффективной и сэкономить время как работников военкоматов, так и кандидатов на военную службу по контракту.

Далее рассмотрим этап определения соответствия граждан установленным требованиям для прохождения военной службы по контракту - кандидатов для укомплектования должностей солдат, матросов, сержантов и старшин из числа лиц, пребывающих в запасе, и женщин, который можно разделить по признаку проведения работы в районных (городских) военных комиссариатах и в воинских частях.

Для проведения отбора кандидатов на военную службу в районных (городских) военных комиссариатах приказами соответствующих военных комиссаров назначаются комиссии по отбору кандидатов, в состав которых включаются штатные сотрудники военных комиссариатов, председатели медицинских комиссий и представители воинских частей. Председателем комиссии назначается военный комиссар.

На комиссию возлагается:

- ведение непрерывной информационно-справочной и агитационно-пропагандистской работы о возможностях, льготах, преимуществах и престижности военной службы по контракту, работы по военно-профессиональной ориентации молодежи;

- выявление и учет граждан, изъявивших желание поступить на военную службу по контракту;

- организация и проведение медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора и проверки профессиональной подготовки кандидатов;

- организация взаимодействия с руководителями предприятий, учреждений и организаций, центрами (бюро) профориентации и занятости населения, органами здравоохранения и правоохранительными учреждениями, общественными организациями при решении вопроса о приеме на военную службу кандидата;

- принятие решения о рекомендации в приеме кандидата на военную службу по контракту в избранном виде и роде войск, по избранной специальности (должности);

- подготовка документов и оформление личных дел граждан, отобранных на военную службу по контракту;

- ведение переписки с соединениями и воинскими частями;

- обеспечение кандидатов, отобранных на военную службу по контракту, воинскими перевозочными документами от места жительства в воинские части.

Выявление граждан, желающих поступить на военную службу по контракту, осуществляется путем личных контактов при проведении агитационно-пропагандистских мероприятий, вызове (явке) граждан в военкоматы по вопросам воинского учета и других случаях, через кадровые органы предприятий, учреждений и учебных заведений, местные органы профориентации и занятости населения и общественные организации.

По нашему мнению, в качестве одной из первоочередных мер привлечения гражданских лиц на военную службу по контракту необходимо законодательно предусмотреть широкое информирование населения об условиях и выгодах контрактной службы. К этому должны быть привлечены средства массовой информации, творческие работники.

Огромное значение придается пропаганде военной службы в зарубежных армиях. Например, в США существуют вербовочные пункты для прохождения службы в армии. По сообщению представителя министерства обороны в 1994 году различные военные ведомства США потратили 1,3 млн. долларов на программу вербовки новобранцев, а всего в том году через вербовочные пункту было набрано 185 тыс. человек. Правда, не все такие пункты эффективны. По данным Пентагона, за последние 7 лет были закрыты почти 2 тысячи вербовочных пунктов, а по данным Главного счетного управления США на половину из 6 тысяч ныне действующих на территории США пунктов приходится лишь 10 процентов от общего числа новобранцев, ежегодно поступающих на военную службу.225

Мы не призываем слепо копировать западный опыт и усеять всю Россию вербовочными пунктами на манер американских, тем более, что и они сталкиваются с проблемами. Для этой цели на первых порах вполне могут быть использованы имеющиеся в достаточном количестве военные комиссариаты. А вот методы и организация их работы должны быть тщательно изучены военными психологами, другими специалистами и все лучшее перенесено на нашу действительность.

Основанием для учета граждан в качестве кандидатов для поступления на военную службу по контракту является их личное письменное обращение в военкомат, а на граждан, непосредственно обратившихся в воинские части - запросы командиров этих воинских частей.

В войсках, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, отбор женщин из числа жен военнослужащих, проходящих службу в этих войсках, производится непосредственно командирами воинских частей.

Граждане, пребывающие в запасе, и женщины, поступающие на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.226

В случае невозможности на месте получить медицинское заключение о годности кандидата к военной службе по контракту комиссия по отбору направляет кандидата на медицинское обследование штатной военно-врачебной комиссией республиканского (краевого, областного, городов Москвы и Санкт-Петербурга) военных комиссариатов.

При прохождении медицинского освидетельствования в отношении граждан, изъявивших желание проходить военную службу по контракту, выносится заключение об их годности к военной службе в виде (роде) войск Вооруженных Сил РФ, на должностях по конкретных военно-учетным специальностям, к прохождению службы в районах Крайнего Севера и других местностях с неблагоприятными климатическими условиями.

Проверка профессиональной обученности кандидатов проводится членами комиссии по отбору и представителями воинских частей путем собеседований и сверки документов, по результатам которых оценивается стаж военной службы и опыт работы, уровень военного и гражданского образования, классная квалификация и тарифно-квалификационный разряд, оценки по общеобразовательной подготовке.

Проверка физической подготовки кандидатов к боевой деятельности проводится с учетом выполнения нормативов физической пригодности граждан к военной службе по контракту.227

Результаты проверки профессиональной обученности кандидатов отражаются в личном деле кандидата, заверяются подписью председателя комиссии и учитываются при принятии решения о приеме кандидата на военную службу по контракту.

Кандидаты, признанные годными к военной службе по контракту или годными к военной службе с незначительными ограничениями, показатели обученности которых отвечают квалификационным требованиям, установленным в войсках (силах), по избираемым ими штатным воинским должностям, направляются в группу профессионального психологического отбора, на которую возлагается:

- военно-профессиональная ориентация кандидатов;

- социально-психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов;

- вынесение заключения и оформление свидетельств о профессиональной пригодности кандидатов к военной службе по контракту;

- регистрация результатов изучения и обследования кандидатов в журнале учета работы группы профотбора (приложение 6 к Организационно-методическим указаниям).

Военно-профессиональная ориентация граждан проводится с целью ознакомления кандидатов с основными специальностями солдат, матросов, сержантов и старшин, условиями поступления на военную службу по контракту и порядком ее прохождения.

Социально-психологическое изучение кандидатов включает:

- изучение биографических данных кандидатов по документам и при личном общении;

- выявление военно-профессиональной направленности, склонности к тому или иному виду военно-профессиональной деятельности, общеобразовательной подготовленности, полученных ранее профессиональных знаний и навыков, опыта и достижений в работе по гражданской специальности, имеющейся подготовки по военной специальности, сходства выбираемой военной специальности с имеющимися гражданской методик (приложение 7 к Организационно-методическим указаниям) и военной специальностями;

- оценка уровня общительности и организаторских способностей, морально-нравственных и других качеств;

- выявление признаков нервно-психической неустойчивости на основании результатов изучения биографических данных, индивидуального собеседования и наблюдения.

Психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов проводится с целью определения у них уровня общих познавательных способностей и уровня адаптивных способностей по результатам выполнения методик (приложение 8 к Организационно-методическим указаниям).

По результатам социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования на основании критериев профессиональной пригодности к военной службе по контракту выносятся следующие виды заключений:

1) ”Рекомендуется в первую очередь” (первая группа профпригодности) - если выявлены: высокая военно-профессиональная направленность, достаточная образовательная подготовленность, достаточная образовательная подготовленность, а уровни общих и познавательных способностей оказались не ниже пяти баллов;

2) ”Не рекомендуется” (четвертая группа профпригодности)” -а) если по результатам социально-психологического изучения выявлены выраженные положительные данные, но уровень общих познавательных или уровень адаптивных способностей оказался один-два балла; б) если по результатам социально-психологического изучения выявлены отдельные положительные данные и отсутствуют отрицательные данные, а уровни общих познавательных и адаптивных способностей оказались в пределах трех-четырех баллов;

3) ”Рекомендуется” (вторая) и “Рекомендуется условно” (третья группы профпригодности) определяются при всех других сочетаниях результатов изучения и обследования.

Результаты изучения и обследования кандидатов и заключения об их профпригодности заносятся в свидетельства о профпригодности граждан к военной службе по контракту, которые учитываются аттестационными комиссиями воинских частей при оценке соответствия кандидатов предъявляемым требованиям.

Указанные свидетельства, а также документы, представляемые кандидатами при подаче заявления о желании проходить службу по контракту, сшиваются в личные дела кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, которые оформляются в соответствии с требованиями Наставления по учету личного состава228 с включением сведений о видах и сроках заключаемых контрактов, времени и причинах их расторжения.

Документы, удостоверяющие личность и отношение к военной службе, предъявляются гражданами при явке в военкомат по вопросу поступления на военную службу по контракту.

Личные дела оформляются на всех граждан, отвечающих требованиям прохождения военной службы по контракту. В целях обеспечения конкурса количество граждан, отбираемых районными (городскими) военными комиссариатами в качестве кандидатов для поступления на военную службу по контракту на каждую предусмотренную планом отбора (заявкой) должность, не ограничивается.

Комиссия по отбору на основании изучения личных дел, заключений о состоянии здоровья и результатов проверки физической подготовки и профпригодности граждан к военной службе по контракту, с учетом заявок войск (сил) и планом отбора принимает решение о рекомендации в приеме или отказе (с указанием причин) в приеме кандидата на военную службу по контракту в избранной воинской части вида (рода войск) Вооруженных Сил РФ, по избранной специальности, должности.

Это решение записывается в книгу протоколов комиссии по отбору и объявляется кандидату председателем комиссии. Выписки из названой книги протоколов подшиваются в личные дела кандидатов.

Личные дела кандидатов, успешно прошедших отбор и рекомендованных к приему на военную службу по контракту, направляются по почте командирам соответствующих воинских частей.

Документы на кандидатов для зачисления на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов и старшин рассматриваются командирами и начальниками, которым предоставлено право приема их на военную службу по контракту, а также продления сроков его действия, то есть командирам отдельных батальонов, полков, кораблей 2-го ранга, начальникам, пользующимися равными с ними дисциплинарными правами, и выше.

На лиц, в отношении которых выносится решение о приеме на военную службу, в районные (городские) военные комиссариаты высылаются вызовы о направлении их в воинские части, на остальных лиц - районным (городским) военным комиссариатам сообщаются причины отказа и возвращаются документы.

В статье 17 Временного положения от 30 марта 1993 г указано, что вызовы направляются в 10-дневный срок. Представляется, что этот момент следует оговорить четче. Необходимо указать, с какого времени отсчитывать этот 10-дневный срок - с момента поступления в часть документов либо с момента принятия командиром соответствующего решения. Кроме того, не указано, в какой срок надлежит возвратить в военкомат документы в случае отказа в принятии гражданина на военную службу. Полагаем, что максимально короткий срок для возвращения документов с указанием причин отказа позволил бы военкомату раньше направить те же документы в другую часть, где требования или конкурс несколько ниже.

С получением от командиров воинских частей уведомлений о готовности принять кандидатов на военную службу по контракту районные (городские) военные комиссары вызывают граждан в военные комиссариаты, вручают им под роспись предписания, отношения руководителям предприятий (организаций, учреждений) для оформления увольнения и расчета, воинские перевозочные документы (денежные средства для оплаты проезда от места жительства до воинской части) и суточные за время нахождения в пути следования, а женщинам, впервые поступающим на военную службу по контракту, военные билеты.

Следующий этап определения соответствия кандидатов избранным специальностям (должностям), осуществляется в воинской части. Аттестационные комиссии воинских частей на своих заседаниях рассматривают поступившие личные дела кандидатов и готовят предложения о возможности и целесообразности приема граждан на военную службу по контракту по избранным специальностям (должностям) и представляют их командирам воинских частей для принятия решения.

При положительном решении командиры воинских частей уведомляют соответствующих военных комиссаров о готовности принять отобранных кандидатов в часть. Личные дела кандидатов, не прошедших отбор, с указанием в деле причин возвращаются в военкоматы по месту их воинского учета (жительства).

По прибытии граждан в воинские части командиры подразделений (или специальные комиссии, назначаемые командиром воинской части) непосредственно на боевой технике и вооружении организуют проверку практического выполнения кандидатами приемов и действий в объеме функциональных обязанностей по избранной должности (специальности), принимают зачеты по общевойсковой и специальной подготовкам.

Заключения аттестационных комиссий о соответствии отобранных кандидатов предъявляемым квалификационным требованиям, оценочные листы по общевойсковой и специальной подготовкам, сдачи нормативов по боевой работе подшиваются в личные дела и представляются командирам воинских частей.

Командир воинской части лично беседует с каждым кандидатом и с учетом рекомендаций аттестационной комиссии принимает решение о заключении контракта с военнослужащим и назначении его на конкретную штатную воинскую должность.

В случае непоступления кандидата на военную службу по контракту в его военном билете и личном деле делается запись: “От подписания контракта отказался” или “Не принят на военную службу по контракту...” (указываются причины). Все записи заверяются подписью должностного лица и гербовой печатью воинской части.

Гражданам, не поступившим или не принятым на военную службу по контракту, в воинских частях выдаются воинские перевозочные документы для проезда обратно к месту жительства и суточные за время нахождения в пути следования только при первой попытке поступления на военную службу по контракту.

Определение соответствия требованиям для прохождения военной службы по контракту военнослужащих, проходящих ее по призыву, производится в воинских частях по месту прохождения службы.

В соответствии с заданием, установленным командиром воинской части, командиры подразделений методами индивидуальных и коллективных бесед, информирования личного состава о преимуществах и перспективах контрактной службы, разъяснения положений законов по оборонным вопросам, рекламных мероприятий, нацеленных на раскрытие наиболее выгодных условий контракта, выявляют из числа военнослужащих лиц, изъявляющих желание проходить военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава.

Список кандидатов, рапорта военнослужащих и характеристики на них, написанные прямыми начальниками не ниже командира роты (батареи), представляются в штаб воинской части, где они проверяются на чистоту и качество оформления, после чего передаются в аттестационную комиссию воинской части.

Кандидаты проходят медицинское освидетельствование, также как и поступающие на военную службу из запаса, но в гарнизонных или госпитальных военно-врачебных комиссиях.

Военнослужащие, признанные годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, направляются на социально-психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование, проводимые подразделениями (специалистами) профессионального психологического отбора соединений и воинских частей.

Профессиональный психологический отбор военнослужащих проводится порядком, определенным приказом Министра обороны 1986 года № 162 и руководствами видов Вооруженных Сил РФ, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны по отбору военных специалистов для войск (сил).

При изучении социально-демографических данных, морально-психологических и деловых качеств кандидатов используются все виды отбора: образовательный, медицинский, психологический, психофизиологический, социально-нравственный и отбор на рабочих местах; учитываются условия воспитания и развития личности, особенности общения и поведения в коллективе и выявляются лица, желающие и способные стать младшими командирами.

Командиры подразделений (или специальные комиссии, назначаемые по решению командира воинской части) проводят прием у кандидатов квалификационных испытаний по специальной и общевойсковой подготовкам, практическому выполнению приемов и действий на боевой технике и оружии в объеме функциональных обязанностей по избранной должности (специальности).

Результаты медицинского освидетельствования, профессионального психологического отбора и проверки профессиональной обученности кандидатов в персональном порядке рассматриваются на заседаниях аттестационных комиссий воинских частей.

Заключения аттестационных комиссий о соответствии отобранных кандидатов предъявляемым квалификационным требованиям, оценочные листы по специальной и общевойсковой подготовкам, выполнению нормативов по боевой подготовке подшиваются в личные дела и представляются командирам воинских частей.

Командир воинской части лично беседует с каждым кандидатом и с учетом рекомендаций аттестационной комиссии принимает решение о заключении контракта с военнослужащим и назначении его на конкретную штатную воинскую должность.

Далее следует заключительный, общий для всех категорий кандидатов, этап - собственно подписание контракта.

Гражданин, в отношении которого командиром воинской части принято решение о приеме на военную службу и который не отказался от этого своего намерения, подписывает контракт.

После заключения контракта издается приказ по воинской части о назначении военнослужащего по контракту на должность. В разделе 15 его военного билета в строку через все графы делается запись: “Принят на военную службу по контракту,” под которой установленным порядком заполняются все имеющиеся графы.

В случае непоступления кандидата на военную службу по контракту в его личном деле производится запись: “Не принят на военную службу по контракту” с указанием причин или “От подписания контракта отказался”. В этом же разделе в последующем делается запись об увольнении с военной службы.

При поступлении граждан на военную службу из запаса в районные (городские) военные комиссариаты по месту их воинского учета (жительства) направляются уведомления об их приеме на военную службу по контракту, что является основанием для снятия с воинского учета.

После прохождения программы совершенствования начальной военной подготовки и усвоения основных функциональных обязанностей, но не позднее двух месяцев со дня прибытия в воинскую часть, военнослужащие, ранее не приносившие военную присягу, приносят ее в установленном порядке.

Рассмотрим порядок заключения контрактов с офицерами, прапорщиками, мичманами и курсантами, а также гражданами, пребывающими в запасе, поступающими на военную службу в Вооруженные Силы РФ на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания офицеров, прапорщиков и мичманов, по ранее предложенной схеме: предварительный отбор, определение соответствия граждан установленным требованиям и собственно подписание контракта с закреплением в нем всех основных условий.

Общим для обеих категорий: военнослужащих и лиц, поступающих на военную службу из запаса, является подача первыми - рапорта по команде, вторыми - заявления в районный (городской) военный комиссариат. Здесь возникают те же проблемы, о которых шла речь при описании порядка заключения контрактов на воинские должности, замещаемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, поэтому подробно на них останавливаться не будем.

Статья 3 Временного положения от 13 августа 1993 г. конкретизирует положения закона РФ “О воинской обязанности и военной службе” о категориях военнослужащих, которые вправе заключить контракт о прохождении военной службы. Это:

- офицеры, прапорщики и мичманы, проходящие военную службу в занимаемых ими воинских должностях, не достигшие предельных возрастов состояния на военной службе, либо достигшие, но военная служба которым установленным порядком продлена на срок до одного года;

- офицеры, прапорщики и мичманы, находящиеся в распоряжении соответствующих командиров (начальников), - только при их назначении на конкретные воинские должности;

- курсанты, не проходившие военную службу, а также проходившие военную службу по призыву и поступившие в военно-учебные заведения, - в соответствии с частью второй статьи 31 Закона;

- военнослужащие, проходящие военную службу по контракту - при поступлении в военно-учебные заведения.

Представляется, что приведенный перечень не в полной мере соответствует Закону. Так, непонятно, на каком основании ограничивается право офицеров, прапорщиков и мичманов, находящихся в распоряжении соответствующих командиров (начальников) на заключение какого-либо из контрактов, предусмотренных статьей 33 Закона. Исходя из текста Временного положения такой военнослужащий при желании проходить военную службу должен сначала добиться назначения на конкретную воинскую должность, и только тогда с ним будет заключен контракт.

Закон таких ограничений не содержит. По нашему мнению, такие военнослужащие при прочих равных условиях имеют право на заключение любого контракта, предусмотренного статьей 33 Закона, на общих основаниях. Они должны написать рапорт о желании проходить военную службу по контракту, причем не обязательно в той же воинской части, где они состоят в распоряжении. В этом случае процедура заключения контракта и зачисления в списки части будет сходна с процедурой, предусмотренной для поступающих на военную службу по контракту из запаса - сначала с ними будет подписываться контракт, а потом они зачисляются в списки соответствующей воинской части.

Для обеспечения прав таких военнослужащих в Законе или в Положении о прохождении военной службы следует предусмотреть либо сокращенные, по сравнению с остальными, сроки рассмотрения их рапортов о желании проходить военную службу по контракту, либо предусмотреть продление состояния их в распоряжении до положительного или отрицательного разрешения вопроса о приеме их на военную службу по контракту.

И еще одно замечание. Часть 1 статьи 31 Закона разрешает поступать в военно-учебные заведения в год, когда гражданину исполняется 17 лет. Поскольку обучение на 1-м курсе заканчивается летом года, следующего за годом поступления, то очевидно, что значительное число курсантов к моменту окончания первого курса не достигает 18-летнего возраста. Между тем, правовое положение курсантов до заключения контракта о прохождении военной службы и после его заключения значительно различается, а обязанности на обе эти категории накладываются одинаковые. Следовательно, часть курсантов оказывается в ущемленном состоянии.

С целью устранения такой несправедливости можно пойти несколькими путями. Первый - установить время заключения курсантами контрактов не после первого, а после второго года обучения, когда они все достигнут 18 лет. Такой способ даст курсантам хоть и не в полной мере, что объясняется спецификой военно-учебного заведения, но все же почувствовать себя военнослужащими по призыву в течение двух лет, то есть именно столько, сколько будут проходить военную службу их будущие подчиненные. Однако, в этом случае курсанты сами окажутся в ущемленном положении, поскольку их сверстники вправе заключить контракт о прохождении военной службы по достижении 18 лет.

Второй - предусмотреть заключение курсантами контрактов о прохождении военной службы непосредственно сразу после поступления в военно-учебное заведение независимо от достигнутого ими возраста. Этим будет устранено противоречие: поступить до достижения 18 лет и обучаться в военно-учебном заведении для последующей службы можно, а заключить контракт об этом обучении и последующей службе нельзя. Правда, при этом произойдет существенное увеличение расходов на содержание курсантов.

В связи с этим нам кажется правильным пойти третьим путем и в Законе РФ “О воинской обязанности и военной службе” и в Положении о прохождении военной службы предусмотреть, что контракт о прохождении военной службы курсантами военно-учебных заведений и некоторых военных факультетов при государственных высших учебных заведениях заключается после окончания ими первого курса обучения независимо от достигнутого ими возраста.

Временным положением от 13 августа 1993 г. право заключения контрактов о прохождении военной службы с военнослужащими предоставлено:

- с заместителями и помощниками Министра обороны РФ, Главнокомандующим Объединенными Вооруженными Силами Содружества Независимых Государств - Министру обороны РФ;

- с главнокомандующими видами Вооруженных Сил РФ, начальниками главных и центральных управлений (управлений) Министерства обороны РФ, начальниками других органов военного управления, подчиненных непосредственно Министру обороны РФ или выведенных их центральных органов управления Министерства обороны РФ, командующим объединенным российско-туркменским командованием - заместителю Министра обороны РФ229;

- с военнослужащими, проходящими обучение в военно-учебных заведениях на должностях курсантов, слушателей, адъюнктов и докторантов, - начальникам этих военно-учебных заведений;

- с остальными офицерами, прапорщиками и мичманами, проходящими военную службу в занимаемых ими должностях - командирам (начальникам) от командира воинской части и выше, которые вправе издавать приказы по личному составу (по строевой части);

- с офицерами, прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил РФ, находящимися на военной службе в вооруженных силах Туркменистана в составе объединенного российско-туркменского командования - командующему этого объединенного командования.

Исходя из Закона, военнослужащий, независимо от того, в системе какого органа федеральной исполнительной власти он проходит военную службу, при заключении очередного контракта о прохождении военной службы не обязан подписывать его с тем же органом, а вправе продолжить свою службу в системе другого органа при наличии всех прочих условий. Механизм реализации этого права военнослужащих также нуждается в законодательном регулировании.

Началом военной службы по контракту офицерами, прапорщиками, мичманам и курсантами считается дата заключения контракта, подтвержденная приказами по личному составу командира воинской части.

Начало военной службы по контракту офицеров, прапорщиков, мичманов и курсантов оформляется приказами по личному составу соответствующих командиров воинских частей (полков, кораблей 1 ранга), им равных и выше, независимо от номенклатуры должностей для назначения.

Начало военной службы по контракту офицеров, прапорщиков, мичманов, находящихся на военной службе в вооруженных силах Туркменистана в составе объединенного российско-туркменского командования, оформляется приказами по личному составу командующего этого объединенного командования.

Поступление на военную службу по контракту офицеров, прапорщиков и мичманов, находящихся в распоряжении, и назначение их на воинские должности оформляется приказами по личному составу командиров (начальников), имеющих согласно статье 42 Закона право назначения их на соответствующие воинские должности.

В учетных документах офицеров, прапорщиков и мичманов производится запись о прохождении ими военной службы по контракту следующего содержания: “контракт на ___ лет заключен “___” _____ 19__ г.” или “Контракт до наступления предельного возраста пребывания на военной службе заключен “__” ____ 19__ г.”

После произведенной записи в учетном документе офицера, прапорщика и мичмана указывается номе и дата приказа по личному составу, которым оформлено начало военной службы по контракту.

Приказы по личному составу на офицеров издаются отдельно от приказов на прапорщиков и мичманов со своей нумерацией.

Хранение первых экземпляров приказов по личному составу и высылка последующих экземпляров этих приказов и выписок из них производится в соответствии со статьями 110-113 Наставления по учету личного состава.230


Граждане, пребывающие в запасе, претендующие на замещение должностей, комплектуемых офицерами, прапорщиками и мичманами, принимаются на военную службу по контракту только при наличии в Вооруженных Силах РФ конкретных вакантных воинских должностей согласно профилю их подготовки и военно-учетной специальности.

Районные (городские) военные комиссариаты при поступлении заявлений граждан, пребывающих в запасе изучают возможность удовлетворения заявлений на основании имеющихся заявок командиров воинских частей. При наличии соответствующих вакантных должностей направляют граждан на медицинское освидетельствование, а на солдат, матросов, сержантов и старшин запаса, поступающих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания прапорщиков и мичманов, оформляют личные дела.

При отсутствии заявок районные (городские) военные комиссариаты направляют список таких граждан в военные комиссариаты республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга (далее - республиканские, краевые и областные военкоматы) по подчиненности.

Последние, в свою очередь, на основании имеющихся у них заявок и полученных из подчиненных военкоматов списков изучают возможность удовлетворения заявлений граждан. При отсутствии таких заявок они направляют списки граждан, пребывающих в запасе, в кадровые органы военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил РФ. При наличии соответствующих вакантных должностей они дают указания районным (городским) военным комиссарам на оформление документов.

Медицинское освидетельствование граждан, для которых имеются соответствующие вакантные воинские должности, проводится военно-врачебными комиссиями при республиканских, краевых, областных военкоматах на основании направлений, выданных районными (городскими) военкоматами.

В случае годности по состоянию здоровья к военной службе в соответствующем виде Вооруженных Сил РФ (роде войск) граждан, пребывающих в запасе, районные (городские) военные комиссариаты направляют их личные дела в вышестоящие в порядке подчиненности военкоматы, а на граждан, поступающих в воинские части, расположенные вблизи их места жительства (в пределах республики, края, области), командирам этих частей.

На основании полученных из воинских частей вызовов районные (городские) военные комиссары направляют граждан в воинские части для заключения контрактов. Указанные граждане обеспечиваются в установленном порядке за счет средств Министерства обороны РФ воинскими перевозочными документами (деньгами), а в случае непоступления на службу - и обратно, но не более одного раза. На время пути им выдаются продовольственно-путевые деньги по установленным нормам.

Из изложенного вытекает, что работа военкоматов по отбору кандидатов для поступления на военную службу на должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания офицеров, прапорщиков и мичманов, регламентирована недостаточно и противоречиво. Так, граждане, поступающие на военную службу вблизи их места жительства, и граждане, поступающие на военную службу в более удаленные воинские части, по существующим правилам проходят разную (за исключением определения степени годности по состоянию здоровья) предварительную проверку на предмет их годности к военной службе по определенным специальностям.

Если для первой категории граждан такая проверка ограничивается процедурой “изучения возможности удовлетворения заявлений” в военкомате первой инстанции (статья 9 Временного положения), то для второй категории, кроме такого же изучения, предусмотрено, что военкоматы второй инстанции: “определяют соответствие граждан, пребывающих в запасе, установленным требованиям по конкретным военно-учетным специальностям по документам личного дела, а при необходимости - вызывают граждан, пребывающих в запасе, в военный комиссариат” (статья 10).

Из приведенных положений видим, что вообще никак не регламентируется процедура предварительного отбора граждан на военную службу для замещения указанных должностей в военкомате первой инстанции. Не указаны сроки, в которые должно быть принято решение по заявлению гражданина. Не ясно, должен ли военкомат давать какую-либо оценку собранным документам, или он автоматически представляет их командиру воинской части или в вышестоящий военкомат. Должен ли военкомат вызывать гражданина для личной беседы, или все вопросы возможно решить путем переписки.

В то же время в соответствии со статьей 32 Закона определение соответствия граждан, поступающих на военную службу по контракту, установленным требованиям, возлагается на аттестационные комиссии воинских частей. Именно аттестационные комиссии являются той окончательной инстанцией, на основании заключения которой командир принимает решение о заключении контракта или об отказе в его заключении. Необходимо четко провести различие между возложенным на республиканские, краевые и областные военные комиссариаты определением соответствия граждан, пребывающих в запасе, установленным требованиям по конкретным военно-учетным специальностям, и возложенным на аттестационные комиссии определением соответствия граждан установленным требованиям.

Статья 30 Закона определяет, что отбор кандидатов для поступления на военную службу может осуществляться республиканскими, краевыми и областными военными комиссариатами в порядке, устанавливаемом Министром обороны РФ (руководителями других федеральных исполнительных органов власти, в которых предусмотрена военная служба). Если формулировка “может” означает, что кроме военкоматов второй инстанции (для поступающих на военную службу из запаса) и командиров воинских частей (для военнослужащих) никакие другие органы не вправе заниматься отбором кандидатов на военную службу, то предусмотренная Временным положением схема отбора, при которой кандидаты для поступления в воинские части, расположенные вблизи их места жительства, непосредственно направляются туда районными (городскими) военными комиссариатами, не соответствует Закону.

Нам представляется, что принципиальная схема отбора кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа гражданских лиц сначала через районные (городские) военные комиссариаты, а затем в необходимых случаях - через военкоматы второй инстанции, с учетом исторически сложившихся в нашей стране и законодательно закрепленных функций военкоматов, правильна. Другое дело, что необходима более четкая регламентация их деятельности в области комплектования Вооруженных Сил по контракту.

Поэтому, в законе РФ “О воинской обязанности и военной службе” необходимо сделать указание на то, что отбор кандидатов на военную службу по контракту может осуществляться не только республиканскими, краевыми и областными военными комиссариатами, но и районными (городскими) либо первыми через последних.

Заключения об отсутствии соответствующих вакантных воинских должностей даются следующими кадровыми органами:

- в отношении воинских должностей, для которых штатом предусмотрены воинские звания офицеров, - Главным управлением подготовки и распределения кадров Министерства обороны РФ;

- в отношении воинских должностей, для которых штатом предусмотрены воинские звания прапорщиков (мичманов), - управлениями подготовки и распределения кадров видов Вооруженных Сил РФ.

Командир воинской части при отборе кандидатов для замещения воинских должностей, для которых по штату предусмотрены воинские звания офицеров, прапорщиков или мичманов, выполняет следующее:

- представляет по команде заявки через соответствующие кадровые органы, которые впоследствии направляют их в военные комиссариаты для отбора граждан на военную службу по контракту. В заявках указываются пункт дислокации воинской части; воинские должности и предусмотренные для них штатом воинские звания; военно-ученые специальности, на которые требуется подобрать граждан; оклад по воинской должности и необходимость оформления на них допуска;

- организует работу аттестационной комиссии по рассмотрению поступивших из военкоматов личных дел граждан;

- рассматривает заключение аттестационной комиссии о целесообразности приема граждан на военную службу по контракту или об отказе им в приеме с обоснованием причин отказа;

- направляет в районные (городские) военные комиссариаты вызовы на граждан, в отношении которых приняты решения о возможности поступления их на военную службу по контракту.

Право заключения контрактов от имени Министерства обороны РФ с гражданами, пребывающими в запасе, поступающими на военную службу по контракту на должности, по которых предусмотрены воинские звания:

- от подполковника (капитана второго ранга) и выше предоставляется заместителям Министра обороны РФ, главнокомандующим видами Вооруженных Сил РФ, начальнику Тыла Вооруженных Сил РФ, начальнику строительства и расквартирования войск Вооруженных Сил РФ, командующими войсками округов, группами войск, флотами, командующими (начальникам) родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны РФ;

- до майора включительно предоставляется командирам (начальникам), имеющим право назначения на воинские должности в соответствии со статьей 42 Закона РФ “О воинской обязанности и военной службе”.

Во Временном положении от 13 августа 1993 г. установлено, что с гражданами, пребывающими в запасе и поступающими в военно-учебные заведения, контракты заключаются после принятия приемной комиссией решения о зачислении их на учебу до издания приказа о зачислении в военно-учебное заведение. С гражданами, проходящими обучение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и поступающими после окончания 3-4 курсов в качестве слушателей в высшие военно-учебные заведения, контракт заключается после принятия приемной комиссией решения о приеме их на учебу и до издания приказа о зачислении в высшее военно-учебное заведение.

В целях более четкой правовой регламентации мы предлагаем законодательно разделить описанный выше процесс поступления граждан на военную службу по контракту на три этапа:

- предварительный отбор кандидатов для поступления на военную службу (получение заявления (рапорта) от гражданина о желании проходить военную службу по контракту и принятие по данному заявлению (рапорту) решения либо о сборе соответствующих документов и вызове гражданина для проверки его соответствия установленным требованиям, либо об отказе в этом, уведомление гражданина о принятом решении);

- определение соответствия граждан установленным требованиям (деятельность отборочных комиссий в военных комиссариатах и аттестационных комиссий воинских частей принятие решения командиром (начальником) о подписании контракта, уведомление о принятом решении);

- собственно заключение контракта о прохождении военной службы с закреплением в нем всех основных условий.

Каждый этап, в свою очередь, целесообразно также разделить на части, в каждой из которых отдельно указывались бы права и обязанности соответственно кандидата на военную службу, работников военного комиссариата и командования воинской части. Такая законодательная конструкция позволит сделать нормативный акт понятным не только для специалистов, но и, что не менее важно, для кандидатов для поступления на военную службу.

Предложенная схема является универсальной как при поступлении на военную службу граждан из запаса, так и при заключении контрактов военнослужащими. Различаться в этих случаях, по понятным причинам, будет первый этап - во втором случае он будет значительно короче.


0945877525590728.html
0946005923611838.html
0946165872414820.html
0946267326190244.html
0946411160075237.html